Categories
Інтерв'ю

Интервью с Надеждой Анатольевной Павловой

Замечательный каллиграф, доцент кафедры коммуникативного дизайна Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии, член Союза художников России Надежда Анатольевна Павлова дает ценные рекомендации новичкам и напоминает, что нет предела совершенству.

Как вы пришли к увлечению каллиграфией?

Я родилась в Ленинграде. Каллиграфией начала заниматься в первом классе школы. У нас еще был такой урок. Я училась в школе № 203, в ней были живы дореволюционные традиции преподавания предмета. (В этой школе, кстати, учился поэт Иосиф Бродский, ставший нобелевским лауреатом.) Как известно, в конце XIX века в гимназиях много часов отводилось на каллиграфию, или чистописание. Стиль письма в гимназиях был близок к тому, что называется English hand или Copperplate. Вот это и был мой первый стиль письма. Тетрадки, которые мы использовали, были разлинованы как раз для такого письма (с наклонными вспомогательными линиями), бумага была гладкая, и чернила не расплывались. В одних тетрадях были линеечки для крупных букв, в других – для мелких: сначала мы учились писать все буквы крупно и по нескольку строчек каждую, потом переходили к написанию слов, постепенно уменьшая размер букв. Что важно, наша строгая учительница объясняла нам, как правильно делать соединения между буквами, чтобы можно было не отрывать перо от бумаги при быстром письме. Мы следили за нажимом пера, за красотой прописных букв. Перья у нас были не очень гибкие (я это поняла, когда недавно попробовала перья английского производства, такие как J.Gillott’s No. 303 или No. 404) и требовали от детей значительных усилий при письме. Помню, как я старалась и упорно добивалась красивой формы букв. Надо сказать, что я очень любила рисовать с самого малого возраста, поэтому, наверное, руки меня хорошо слушались и каллиграфия была на пять баллов.Я в своей жизни не испытывала проблем с письмом ни в старшей школе, когда приходилось писать длинные сочинения по литературе, ни в институте, когда конспектировала лекции – руки успевали записать все, что требовалось. Неудивительно, ведь нас учили письму как раз для этого – чтобы мы могли писать быстро и разборчиво, а красиво получалось само собой. В Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица (бывшее ЛВХПУ им. В. И. Мухиной), где я училась графическому дизайну, мы серьезно изучали шрифты. Были у нас задания и по каллиграфии, мы писали полууставом тексты из “Слова о полку Игореве” ширококонечным пером. Позже в этом вузе возникла потребность в обучении самым разным стилям каллиграфии студентов графиков-дизайнеров. Ведь шрифт и каллиграфия – очень мощные средства художественной коммуникации.

Немного о методике обучения: как по-вашему, стоит ли сразу пробовать различные инструменты, масштабы и стили письма? Или вначале лучше сфокусироваться на чем-то одном?

Мы преподаем исторические стили письма так, чтобы студенты по возможности изучали параллельно и историю материально-художественной культуры. Я думаю, что следует подбирать тексты для письма, относящиеся к тому времени, к которому относится сам стиль. Не стоит забывать и современную скоропись – в ней, наверное, лучше всего передается стремительность нашего времени. Трудно давать советы всем сразу – ведь все мы разные и здесь требуется индивидуальный подход. Мне кажется, что следует изучить понемногу все известные стили, чтобы почувствовать, какой больше всего нравится, понять почему и углублять умение работать в этом стиле. Каллиграфия – замечательный способ самовыражения и самопознания для любого человека. Главное – помнить, что предела совершенству в каллиграфии нет! Инструменты и материалы в каллиграфии так же важны, как и в любом искусстве. Теперь через Интернет можно приобрести, кажется, все. (А после освоения письма на бумаге можно работать и на цифровом планшете.) Но дорогие материалы – это не главное. Начинать можно с простого и доступного. Вначале особенно важны терпение и трудолюбие – кстати, они воспитываются в процессе освоения каллиграфического мастерства, также как внимание и координация движений. Продвигаться в этом деле стоит постепенно. А масштаб, наверное, зависит от масштаба личности. Каллиграфия, я думаю, допускает все размеры и масштабы.

Nadezhda Pavlova calligraphy

Какие книги по каллиграфии будут полезны начинающим или просто вам нравятся?

Очень люблю книгу Леонида Проненко “Каллиграфия для всех” (М.: Книга, 1990) и всем советую ее почитать. Для изучения всех форм кириллического шрифта интересна книга Юрия Гордона “Буквы от Аа до Яя”(М.: Студия Артемия Лебедева, 2006).

Какие инструменты для каллиграфии – ваши любимые?

Мой любимый инструмент – остроконечное перо, а после него – замечательный инструмент Parallel Pen фирмы Pilot.

В Сети, к сожалению, мало информации о кириллической каллиграфии, кроме того, большинство самоучек испытывают трудности с кириллицей…

О кириллической каллиграфии можно сказать, что мы действительно ее незаслуженно забыли. Если говорить о ранних формах, следует обратиться к древним берестяным грамотам gramoty.ru. Мальчик Онфим оставил нам замечательные образцы того, чему его учили в те давние времена. Особого внимания заслуживают грамоты № 199, 201, 205. Мы видим, как старался этот ученик и как у него неплохо получалось. В то время на бересте умели писать красиво: пропорции знаков, отношение ширины к высоте, заметные засечки очень гармоничны. Разборчивость и удобочитаемость этого шрифта радует глаз. Умение писать буквы в таком стиле и сейчас может пригодиться в жизни, если использовать для письма, например, такой инструмент, как остроконечный тонкий маркер или даже обычную гелевую ручку. Для понимания культуры наших предков, использовавших кириллицу, стоит изучить книжное письмо – устав (ранний и поздний) и полуустав. Скоропись, которая пришла вслед за появлением книгопечатания, более сложная, но тоже требует понимания, как и гражданский стиль письма, появившейся уже после Петровских реформ. Важно владеть и современной скорописью. Изучение и овладение рукописными формами письма поможет лучше понять наборный шрифт и повысить общую графическую культуру. Любить и сохранять кириллицу – наша общая забота.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *